вторник, 17 октября 2017 г.

О местном новостном канале

Смысл общеизвестной фразы о том, что 21 век уже признан веком активного потребления информации, понятен каждому грамотному человеку, использующему смартфон, планшет и уж тем более – персональный компьютер. Практически поголовное вовлечение населения страны в процесс информатизации всего, что может быть оцифровано и обработано в глобальном Интернете, стало необратимым и тенденции развития этого процесса позволяют предположить, что в ближайшем будущем каждая электрическая розетка будет иметь свой «голос» на бескрайних просторах виртуального мира, который все более сливается с миром реальным.
Информационное пространство давно поделено глобальными игроками мира новостей и их интерпретаций, соревнующихся между собой в скорости ловли новостных сигналов и формирования из них дорогущих новостных шоу. Рейтинги, индексы, аудитории, лайки, просмотры- это новые, но достаточно эффективные индикаторы того результата, за который круглосуточно и круглогодично сражаются многочисленные коллективы телевизионных и интернетовских компаний, создающих из фактов новости.
Отечественные региональные и муниципальные информационные пространства в текущей ситуации существуют обособленно и зачастую, очень плоско. Здесь нет массовых аудиторий, солидных бюджетов, креативных ньюсмейкеров, зажигающих на информационном небосклоне яркие звёзды новостей.
Считается, что в населенных пунктах муниципального уровня, в которых проживает немалое число активных граждан, и новостей-то никаких нет. А для тех новостей, которые есть, хватает районной газеты да винтажных досок объявлений, расставленных по городкам да селам полвека назад. Если в городе или деревне присутствует более-менее стабильная интернет-коммуникация, то стараниями инициативных граждан в Вконтакте появляется страничка «Подслушано в ….», на которой те же инициаторы делятся с земляками описаниями фактов и событий, произошедших в буквальном смысле за забором, а также слухами и предположениями, которые в комментариях зачастую обрастают ленивым переругиванием немногочисленных читателей, ничего друг против друга на самом деле не имеющих.
Распространение новостей в таком виде конечно-же имеет свой коммуникативный результат: люди доносят до своих читателей то, что считают необходимым и, в ряде случаев, получают обратный эффект от обнародования сведений – обмен мнениями. Как я уже сказал, в ряде случаев эти обсуждения вообще не имеют целевого эффекта, а именно уточнения, дополнения или опровержения обнародованных сведений, т.к. виртуальные собеседники начинают цепляться к словам друг друга, переходят на личности и вообще – уводят обсуждение новостной инициативы автора в дебри взаимных препирательств. Такой антиэффект обнуляет изначальную инициативу автора и отбивает желание читателей участвовать в разумном, предметном и корректном обсуждении новости, т.к. действия троллей, цепляющихся к словам и не нацеленных на конструктивный диалог, ничего, кроме раздражения у здравомыслящего читателя не вызывают. Таким образом, зачастую описание факта, сделанное инициатором на страницах в социальных сетях, новостью не становится, т.к. отсутствует корректная, безэмоциональная и разносторонняя ИНТЕРПРЕТАЦИЯ фактуры, т.е. конструктивно мыслящему читателю не объясняется, почему все произошло именно так, кто имеет к этому отношение, каковы реальные мотивы действующих лиц и т.д.
Приведу пример, который имеет отношение к недавним событиям в нашем районе – ураган и его последствия. Пример этот, на мой взгляд, уместен по той простой причине, что все мы были погружены в ту экстремальную ситуацию и были вынуждены действовать в ней.
Социальная сеть Вконтакте во время ликвидации последствий стихийного бедствия была средоточием новостных поводов, слухов, раздражения, виртуальных конфликтов, негодования и прочих эмоций. И такое поведение людей совершенно оправдано и понятно: проблемы накатывали со всех сторон, а горизонты выхода из экстремальной ситуации были совершенно не видны, что, собственно и побуждало сообщества людей выражать свои эмоции и требования.
Социальные сети, при сохранивших работоспособность интернете и сотовой связи стали единственными площадками, дающими возможность оперативно реагировать на возникающие проблемы. Группа «Подслушано в Себеже» в то время была буквально забита текстовыми сообщениями и фотографиями, фиксирующими последствия стихии и призывами о помощи. Призывы эти были обращены, естественно, к районным властям и соответствующим экстренным службам. Других возможностей обнародовать сведения о своих бедах у наших жителей просто не было.
И, надо признать, битва за информацию в тот сложный момент нашей местной властью было проиграна. Точнее сказать, проиграна была битва за АКТУАЛЬНУЮ новостную информацию, так необходимую жителям района. Почему проиграна? Да потому, что власть на поле информационной битвы даже не пришла. Не в обиду ей будет сказано.
Мне пришлось в то время наблюдать за целым рядом действий руководства района, муниципальных поселений, сотрудников отделов администрации с первого часа стихийного бедствия приступивших к выполнению своих обязанностей в экстремальной обстановке.
Скажу честно и без пафоса – эти люди выложились по полной программе. В суматохе реагирования на возникающие кризисы руководство района и города, руководители городских и районных организаций не допустили ни одной глобальной ошибки, которая могла бы ухудшить и без того сложную ситуацию.
Глава района, его заместители, руководство города находились на своих постах круглосуточно, разрываясь между постоянно звонящими телефонами и выездами на места, где их присутствие было просто необходимо.
Договориться, убедить сделать прямо здесь и сейчас, проанализировать обстановку и правильно доложить о ней областному руководству, “выбить” из него гарантии помощи… почти  все это руководству района и города надо было делать одновременно и во всех местах сразу. А дома у них, также как и у всех нас – текущие холодильники, отсутствие электричества, воды и т.д. и т.п.
И ответственность, которая для них может наступить раз и на всю жизнь, если они что-то упустят или проигнорируют в свалившейся спешке и многоплановости решаемых задач.
И кто из нас про это знает? Кому из нас достоверно известно о том, как работала муниципальная власть, почему она делала то, что делала и почему не делала того, чего от неё ждали. Единицам!
Власть занималась разрешением возникающих кризисов технического характера позабыв, что эмоциональное состояние жителей района в тот момент – это тоже кризис, причем очень мощный. И свою эмоциональность люди, не получая никакой профессионально поданной актуальной и правдивой информации о действиях власти, выплеснули на страницы в Вконтакте и прочих соцсетях, обвиняя ответственных работников чуть-ли не в заговорах и вредительстве.
Такая пассивность руководства района и города в формировании актуальной новостной повестки привела к тому, что стал возможен сюжет Псковского телевидения со словами о том, что руководство района у нас было простым созерцателем того, как местные жители самостоятельно сражаются со стихией.
Другой пример. В нашем районе постоянно происходят события, которые имеют прямое отношение к повседневной жизни себежан, идричан и жителей других населённых пунктов. Часть новостей о произошедшем попадает в районную газету, часть – на официальный сайт Администрации, бОльшая часть – на страницы социальных сетей. Являясь пользователем всех перечисленных информационных ресурсов, я отмечаю, что новости о жизни района зачастую подаются людям бессистемно, безжизненно. Такая ситуация с формированием новостной повестки в информационном пространстве района приводит к тому, что люди просто не погружены в контекст; они не понимают, как эта новость касается их жизни, к каким действиям она их побуждает.
Вот есть в нашем городе МФЦ – многофункциональный центр. Правильная идея, хорошие технологии, грамотная реализация. Много ли мы знаем о тех полезностях, которые нам могут быть доступны в стенах этого учреждения? Честно говоря, я сам до последнего времени не знал, что в Себеже есть такая организация.
Ладно, хватит про власть да про ведомства, хотя именно мы и и делаем их существование оправданными.
Местный бизнес. Предприниматели. Что мы знаем про них, если только они не наши знакомые? Сколько их, чем живут – в смысле – торгуют? Что новенького и интересного они могут нам предложить за наши денежки? Почему нам выгодно покупать именно у них, а не ехать, к примеру в Опочку? А если надо за чем-то ехать в Опочку, то почему наши предприниматели не реализуют нужные товары здесь? Конечно, чтобы узнать про конкретный товар или магазин, можно позвонить знакомым, можно залезть в «Подслушано…». Но в этом случае информация о конкретном предпринимателе, торгующем хорошими и нужными товарами будет доступна небольшому количеству людей, ищущих именно этот товар или услугу. А ведь предприниматель хочет, чтобы сведения о его бизнесе были доступны всем, кто находится в радиусе 100 км от его организации. И, я уверен, что многие предприниматели с удовольствием сами бы рассказали о своей работе, о своих товарах или услугах. Мы видим что-то подобное у нас в районном инфопространстве? Я лично – не вижу.
К чему клоню? К тому, что мы сами должны придумать, как нам организовать дело так, чтобы мы сами о себе знали и еще окружающим о себе рассказали. Соцсети, это хорошо, но они должны работать на нас системно и целенаправленно, рассказывая и показывая о действительно важном для нас, помогая развивать и развиваться.
В Себеж не приедет Яндекс и не станет рассказывать про наши новости. Не интересны мы им. Также, как нам не интересно, какую очередную улицу в Москве решил перекопать Собянин.
Сейчас, когда мобильный интернет стал почти повсеместным и доступным, а смартфонами пользуются уже в младших классах, нам надо менять структуру формирования и подачи новостей с уклоном на то, как эта новость повлияет на наших людей. Т.е. новости надо не только обнародовать, но еще и разъяснить их взаимосвязи с окружающими событиями, чтобы люди не блуждали в потёмках догадок и не тратили нервы на решения несуществующих проблем.
И наоборот, ситуацию в жизни обычного человека, которая чревата для него значительными негативными последствиями, надо обязательно превращать в новость и доносить эту новость до тех структур, которые имеют компетенцию в разрешении такой ситуации. Сейчас, как показывает практика работы с информацией, залогом разрешения той или иной проблемы является именно публичность ситуации и формирующееся вокруг этой публичности общественное мнение. А с общественным мнением, основанным на справедливой оценке правдивой информации бороться крайне сложно и даже опасно.
Что касается основного потребителя актуальной информации – молодежи и людей в возрасте до 60-ти лет - они больше привыкли получать мультимедийный продукт, т.е. видео и звук, чем читать длинные тексты, особенно на мобильных устройствах.
Вот именно на мультимедийный продукт и надо делать ставку при формировании новостного ресурса даже районного масштаба. Хотя, штамп «районный масштаб» в этом контексте, скорее всего, неуместен. Необходимо подбирать новостные поводы и делать из них публичные новости таким образом, чтобы жители хотели их смотреть или слушать, ждали очередных новостей, чувствовали свою причастность к их формированию и обсуждению, не взирая на должности и звания.
Очень правильным будет ответственный подход к формированию актуальной новостной повестки района. Сведения о фактах и событиях надо оценивать с учётом их достоверности и объективной полноты отражаемой картины. Нельзя помещать в новостную ленту то, что может оказаться неправдой или дезинформацией. Очень важна правильная и корректная интерпретация сложный новостных блоков. Особенно это касается вопросов, напрямую влияющих на чувствительные стороны жизни людей: их личная жизнь, здравоохранение, пенсии, тарифы, чрезвычайные ситуации.

В заключении хочу еще раз донести до читателей то, к чему я подводил их в течение всей своей статьи - я считаю, что в нашем районе можно и нужно создавать свой эффективный информационный канал. Он должен быть частным или общественным, равноудаленным от всех центров власти. В структуре этого канала должны работать люди, которым это нравится; которые научатся подбирать живые информационные поводы, анализировать их важность для района или конкретного жителя.
Работники новостного канала, который мне хотелось бы видеть в нашем районе, не должны быть профессиональными “информационными живодерами”, которые работают в крупных федеральных новостных структурах. Там у них свои штампы и шаблоны, там главное - сенсация. В наших масштабах задачи будут стоять другие. Они более земные и оттого - понятные.
С технической точки зрения в реализации этого проекта тоже особой сложности возникнуть не должно: видео, приемлемое по качеству для того-же YouTube или Rutube сейчас снимает любой смартфон. Он же пишет неплохой звук. Всякие стедикамы, звуковые пушки, накамерный свет и прочие девайсы на первых порах вообще не нужны (хотя они есть).
Основная сложность на первых порах может возникнуть именно с поиском новостей. Это только кажется, что в провинции ничего интересного нет. У нас в районе проживает 19500 человек. Вы думаете, что про них нечего рассказать или показать?
У нас много предпринимателей, которые неизвестны большинству жителей района за пределами их населенных пунктов. У каждого предпринимателя есть своя история успехов и неудач. Тема для новостей? Однозначно!
У нас множество организаций федерального и муниципального уровня. Много ли мы знаем о том, какие задачи они решают в нашем районе, какие возможности мы можем получить, обращаясь в эти организации со своими вопросами?

Поскольку канал задумывается как частный, то и стандарты в нем будут поначалу самые элементарные: не врать, отвечать за свои слова, уважать людей, не замирать на месте от первых неудач.
С течением времени новости сами начнут искать выход на наш районный канал. Главное, чтобы там работали приятные, вежливые и настойчивые люди, которым захочется сообщить что-нибудь интересное.
Естественный вопрос - это финансирование. Ответ - на первых порах - никакого. Поскольку инициатива частная, то на первых порах единственная инвестиция в работу канала, это только собственное желание делать новости и стремление заявить о себе, т.е. - работа на репутацию. А потом, в идеале - монетизация от размещения рекламы от наших местных предпринимателей, получение грантов и т.п. Так работают все новостные каналы, тут ничего нового пока не придумали.

Лучше всего о нас можем рассказать только мы сами.

Если это все сложится, что вы сами удивитесь, сколько новостей может быть в одном нашем районе.

Ну и конечно же, формируя новостную повестку, очень важно не скатиться в “желтизну” и  оголтелую пропаганду, поскольку это будет моментально расшифровано потребителями и на таком распространителе новостей можно сразу ставить крест.


Комментариев нет:

Отправить комментарий